Диагностика и лечение сердечной недостаточности, клиника Доктор

Диагностика и лечение сердечной недостаточности

Сердечная недостаточность – это состояние, при котором сердце не обеспечивает достаточное кровообращение и не снабжается нужным количеством кислорода. Лечение сердечной недостаточности является одним из профильных направлений работы клиники "Доктор".

• Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога первичный:

2000 ₽

• Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога-аритмолога, К.М.Н. первичный:

Прием по этому направлению ведут

Давтян Кристина Робертовна

Врач кардиолог-аритмолог; Врач функциональной диагностики; Кандидат медицинских наук

Бернацкая Ульяна Валерьевна

Врач кардиолог; Врач ультразвуковой диагностики; Врач высшей категории

Уховский Дмитрий Михайлович

Врач терапевт; Врач кардиолог; Врач высшей категории; Доктор медицинских наук

Симптомы и лечение сердечной недостаточности

Первыми симптомами заболевания являются быстрая утомляемость и слабость, к другим проявлениям сердечной недостаточности относятся:

• Одышка при небольшой нагрузке и в состоянии покоя;
  • Учащенное сердцебиение или тахикардия;
  • Приступы удушья и нарушения сна;
  • Посинение ногтевых пластин или носогубного треугольника;
  • Отеки нижних конечностей, которые усиливаются к концу дня.

Болезнь подразделяется на острую и хроническую форму, первая может быть вызвана травмами, токсинами, болезнями сердечно-сосудистой системы и требует безотлагательного обращения к кардиологу. Хроническая сердечная недостаточность развивается длительное время и проявляется характерной симптоматикой, перечисленной выше.

Лечение острой сердечной недостаточности (ОСН)

Нужно помнить, что эта форма заболевания представляет реальную угрозу для жизни человека, поэтому лечение ОСН в домашних условиях не допускается. Таким пациентам нужна экстренная медицинская помощь в условиях стационара. Терапия направлена на улучшение работы миокарда и устранение побочных симптомов – артериальной гипертензии и отека легких.

Лечение хронической сердечной недостаточности (ХСН)

Лечение данного сердечного расстройства носит комплексный характер и предполагает использование консервативной терапии, медикаментозных препаратов, народных средств и в особо тяжелых случаях – оперативное вмешательство. Больным рекомендуется ограничить физические нагрузки, придерживаться строгой диеты и отказаться от вредных привычек (курения и алкоголя).

Лечение хронической и острой формы имеет существенные различия, а выбор методов терапии зависит от протекания заболевания, причины возникновения, состояния и возраста больного. Врачи клиники «Доктор» проведут диагностические мероприятия и исследования, после чего назначат соответствующее стадии заболевания лечение.

Симптомы сердечной недостаточности

Сердце человека, представляющее собой мышечный орган, работает подобно насосу, который перекачивает кровь абсолютно ко всем частям организма, снабжая, таким образом, органы и ткани питательными веществами и кислородом. Любой сбой в работе сердца, нарушающий его способность обеспечивать ткани и органы нужным количеством крови, приводит к развитию сердечной недостаточности.

Проявляясь одышкой даже в состоянии покоя, отёками, повышенной утомляемостью, цианозом (синюшностью) носогубного треугольника и ногтей, сердечная недостаточность может возникнуть как следствие:

• переливания крови и перегрузки сердца,
  • заболевания почек,
  • авитаминоза, сопровождающегося дефицитом витамина В1 и тиамина,
  • тяжёлой хронической анемии,
  • болезни Паджета,
  • тиреотоксикоза,
  • артериовенозной мальформации.

Со временем появляются следующие признаки:

• Одышка;
  • Сухой кашель;
  • Общая слабость;
  • Отечность ног;
  • Нарушения сна;
  • Раздражительность.

Симптомы ОСН носят весьма выраженный характер: хриплое дыхание, пенистая мокрота, выделяемая при кашле, лицо приобретает синюшный цвет, пульс учащается, а давление резко падает. Поэтому, пациент при первых признаках патологии, должен безотлагательно обратиться в лечебное учреждение.

У людей старшего возраста заболевание, как правило, протекает на фоне атеросклероза. Лечение сердечной недостаточности у пожилых людей заключается в приеме медикаментозных препаратов и правильном уходе. Лечащий врач, подбирая схему терапии, непременно учитывает возраст пациента и его самочувствие.

Основные диагностические методы сердечной недостаточности

Диагностирование сердечной недостаточности — это комплекс мероприятий, основывающийся как на клинических признаках и симптомах, так и на инструментальных исследованиях. Клинические проявления позволяют кардиологу заподозрить у пациента сердечную недостаточность, а инструментальные обследования объективно докажут изменения в работе сердца, подтверждая или опровергая диагноз.

При физическом смотре пациента врач изучает клиническую картину протекания болезни. Он прослушивает грудную клетку, отмечая возможные хрипы в лёгких, шумы при работе сердечных клапанов. Кардиолог изучает дыхание (затруднённое или учащённое), пульс, расширение вен на шее, отёчность рук и ног и многие другие клинические показатели сердечной недостаточности.

К инструментальным исследованиям относится:

• Рентген органов грудной клетки, помогающий диагностировать венозную гипертензию (скопление жидкости в лёгких), исключить туберкулёз, а также, воспаление и опухоли лёгких.
  • Ультразвуковое исследование сердца, или ЭХОКГ (эхокардиография) благодаря которому можно изучить состояние полостей и клапанов сердца, а также, насосную функцию миокарда. УЗИ помогает установить причину сердечной недостаточности, увидеть перенесённый ранее инфаркт, диагностировать ишемическую болезнь и другие заболевания.
  • Стресс ЭХОКГ —нагрузочная проба (ВЭМ, тредмил-тест)
  • Электрокардиография (ЭКГ), по специфическим изменениям которой можно выявить ишемию миокарда, гипертрофию, аритмию. С помощью ЭКГ проводятся нагрузочные тесты (велоэргометрия — на велотренажёре и тредмил-тест — на беговой дорожке), позволяющие определить резервные возможности работы сердца.

Современные методы инструментальной диагностики (такие как радиоизотопная ангиокардиография и вентрикулография, коронарокардиография) дают более точные данные относительно сократительной способности желудочков, их объемной вместимости и других изменений сердца.