Лечение бронхиальной астмы

Бронхиальная астма

С начала XX века степень распространения бронхиальной астмы среди населения только увеличивается. Это связано не только с ухудшением экологической обстановки, но и с образом жизни современных людей, их стилем питания, привычками. Заболевание считается хроническим, характеризуется воспалением дыхательных путей и приступами удушья.

Прием по этому направлению ведут

Гамаль Евгений Аркадьевич

Врач пульмонолог-терапевт; Гирудотерапевт; Врач высшей категории

Что такое бронхиальная астма: описание и причины развития

Заболевание может обнаружиться в любом возрасте, но почти в 50% случаев начинается в детстве и преимущественно у девочек. Связано оно с гиперреактивностью бронхов, то есть с их повышенной чувствительностью к аллергенам в воздухе. Дыхательные пути раздражаются, постепенно воспалительные процессы затрагивают новые участки тканей. Во время приступа происходит спазм мышц, окружающих дыхательные пути, а их слизистая оболочка отекает. В результате бронхи сужаются, объем воздуха уменьшается и возникает удушье. Больной пугается и тем самым усиливает степень тяжести приступа.

Существует много причин, провоцирующих развитие бронхиальной астмы. Среди них наиболее характерны следующие факторы риска:

• аллергическая реакция (на шерсть животных, пыль, продукты с сульфитами, пыльцу, плесень, лекарства);
  • респираторные инфекции;
  • природный фактор (проживание в местах с глинистой почвой, высокой отметкой стояния грунтовых вод; регионы с низкой облачностью, частыми циклонами);
  • наследственная предрасположенность/генетическая склонность к проявлению гиперреактивности бронхов и атопии (у более чем 40% пациентов);
  • вредные привычки (курение);
  • резкие перепады температуры окружающей среды;
  • постоянный стресс (физический и эмоциональный);
  • неблагоприятная экологическая обстановка (выбросы вредных веществ в атмосферу);
  • прием определенных лекарств;
  • реакция на частое использование аэрозолей (дезодоранты, духи, бытовая химия).

Виды астмы:

1. атопическая (приступы вызваны аллергенами);
  2. инфекционно-зависимая (связана с простудами, психо-эмоциональным или физическим стрессом, воздействием холодного воздуха);
  3. комбинированная (влияет несколько факторов);
  4. профессиональная (характерна для художников, парикмахеров, фермеров, столяров, медсестер, кондитеров);
  5. ночная (приступы случаются только ночью в горизонтальном положении);
  6. аспириновая (при непереносимости аспирина и других противовоспалительных препаратов, часто сопровождается полипами в носу).

Симптомы

Клиническая картина бронхиальной астмы разнится в зависимости от вида, но характерным является главный признак — приступы удушья. Больной ощущает внезапную нехватку воздуха, ощущение «сжатия» в области груди, может возникнуть кашель, при дыхании слышны свистящие хрипы. Учащается пульс, усиливается потоотделение, губы и лицо могут приобрести синюшный оттенок. Иногда приступу предшествует частое чихание, аллергические высыпания на коже («крапивница»). Для облегчения состояния пациент инстинктивно занимает позу с упором на руки.

Почему необходимо обратиться к пульмонологу

Приступы бронхиальной астмы случаются внезапно, и если в момент удушья рядом не окажется человека, способного оказать помощь или вызвать врача, то состояние больного может стать критически опасным. Рекомендуется записываться на прием к пульмонологу даже в том случае, если приступ астмы был единичным и достаточно давно. Квалифицированный специалист сумеет выбрать оптимальный комплекс диагностических и лечебных мер, чтобы поставить точный диагноз (идентифицировать тип астмы), составить эффективную программу терапии и профилактики.

Диагностика астмы:

• сбор анамнеза;
  • осмотр;
  • лабораторные исследования (анализ крови, мокроты);
  • спирометрия (аппаратная оценка легочной функции по двум измерениям);
  • пикфлоуметрия (определение скорости потока выдоха);
  • реактивные исследования и аллергические тесты.

Лечение бронхиальной астмы

Первичная цель — установить контроль над приступами: нормализация дыхания, поддержание дыхательной функции, быстрое улучшение состояния, устранение факторов риска. Для этого используются препараты двух типов: предотвращающие приступ и облегчающие состояние. Принимаются внутрь или через ингаляции.

Также необходимо включить в лечение следующие методы:

• базисная противовоспалительная терапия;
  • иммунотерапия;
  • санация бронхов и ЛОР-органов (если есть очаги инфекции).

Дозы и порядок приема лекарств определяются только в индивидуальном порядке после обследований и с учетом особенностей течения заболевания. Пациенту важно регулярно посещать врача-пульмонолога. В качестве профилактики рекомендуется избегать контакта с триггерами (факторами риска, аллергенами), делать дома влажную уборку, отказаться от вредных привычек.

Клиника «Доктор» приглашает на индивидуальную консультацию к опытному врачу-пульмонологу. Высококвалифицированный врач составит персональную программу лечения и даст ценные рекомендации, которые позволят пациенту жить полноценно и сведут к минимуму риск повторных приступов.